вторник, 5 января 2016 г.

Как я стал Suburban-ом (или 6 причин, почему жить в пригороде лучше, чем в Алматы)

Shevrolet Suburban

Эта история о том, как коренной алматинец во втором поколении вдруг оставил свой родной город и переехал в пригород.

Колхозник. Раньше в этом слове не было ничего обидного. Сегодня же это слово стало использоваться городским населением, чтобы обидеть жителей пригорода, особенно с региона "В". ;(

Заметил, что области очень любят Galant'ы

Житель пригорода на английском будет Suburban. Звучит приятнее :)
GMC Suburban. Старая модель


Но вот, что интересно. Не знаю, как дело обстоит в других странах, однако в Казахстане, строго говоря, нет четкой грани между понятием "субурбан" и "городской житель". Человек, например, говорит, что с Шымкента, хотя сам из Жетісая, Ленгера или Сарыагача (что может быть в сотнях километрах от Шымкента).
Мечеть при въезде в г. Шымкент со стороны аэропорта

Вот почему, когда меня спрашивают, откуда я родом, я отвечаю, что с Алматы. Как тут же затем следует уточняющий вопрос "Алматының қай жерінен?" ("Откуда именно с Алматы?"). Отвечаю "Алматының өзінен" ("Непосредственно с Алматы"). Будь я с Талгара или Каскелена, я бы все равно считался алматинцем, в соответствии с общепринятой терминологией. В последний город, кстати, я и переехал полтора года назад.

Указатель при въезде в город

Так пожелал Аллах, и я родился в семье двоих алматинцев. Но почему же я оставил мегаполис своего детства и молодости и вдруг переехал в Каскелен, став тем самым "колхозником"?


1. Сейсмология
А все началось с сильного землетрясения 1-го мая 2011 г. В течение дня было несколько неслабых толчков. В тот вечер население было испугано до такой степени, что многие, покинув свои дома, уезжали в разные стороны: кто в Каскелен, кто в Талгар, а кто в сторону Капчагая. Ощущение тревоги было запредельным. Наиболее состоятельные алматинцы улетели самолетом в Астану. А мне некуда было идти. Тогда я твёрдо решил, что при первой же возможности уеду с сейсмозоны.

Что касается Каскелена, то несмотря на то, что он близок к Алматы и к горам, ни о каких тектонических разломах я не слышал. В Алматы же я знаю парочку таких тектонических границ.


2. Смог
Я помню свое детство, которое провел в Алматы. Уютный и невероятно милый город, который утопал в зелени.

Алматы в 1980-90 гг. Город-сад, которого больше нет

Сегодня в Алматы слишком много автомобилей и мне больно наблюдать постоянный смог, который виден даже из космоса.


Вид сверху сегодня

Да, алматинский смог достигает Каскелена, но концентрация вредных веществ в десятки, а возможно и в сотни раз меньше. Можно уехать ещё дальше, например, в Узунагач, но тогда сильно усложнится логистика в город (а в Алматы я все ещё иногда выезжаю). Каскелен стоит на "золотой середине":
- достаточно близко, чтобы легко добраться до Алматы: автобусы каждые 2 минуты, такси за 200 тенге;
- но при этом, достаточно далеко, чтобы экология была нормальной.

Вид на Заилийский Алатау

У меня нет на руках точных показаний, типа концентрации вредных веществ в воздухе, но приезжайте ко мне вечером, и вы сами во всем убедитесь! Вечером, когда низменность на севере Каскелена ещё не успела остыть, воздух над ней поднимается вверх и на его замену приходит мягкий горный воздух с Юга. С холодных вершин Заилийского Алатау. Такой свежий и прохладный. Кристально чистый.

Небольшой бульвар мкрн. "Алтын-Ауыл"

В Алматы из-за плотной и высокой застройки, горный бриз практически невозможен.


3. Количество мечетей
В Каскелене около 10 мечетей, что на порядок больше на душу населения, чем в Алматы. Здесь, как в Медине, Каире или Стамбуле одновременно слышно несколько азанов в любой точке города.
Каскеленская мечеть на "Плодике"

Вообще, мой дом, работа, мечеть, в которую я хожу, различные курсы (вождения, по языку) находиться в одном районе с радиусом 10 минут (!) ходьбы. Иными словами, самое далеко расстояние, которое я преодолеваю, чтобы сделать всё свои дела за весь день, не превышает 20 минут передвижения пешком. В Алматы, из-за масштабов, такое компактное проживание практически невозможно, поэтому приходится передвигаться на машине или общественном транспорте. А если учесть пробки... Но о них - чуть дальше.


4. Цены
Хотя это кардинально не ощущается, но цены на продукты питания в моем "колхозе" ниже, чем в Алматы. В Каскелене 5 или 6 базаров, что очень много для такого городка. Так что в каком бы районе вы ни жили, рынок с оптовыми ценами будет всегда рядом. Помимо этого, здесь 2 универмага, 3 супермаркета, а продуктовые магазины и аптеки практически каждые 100 метров. В общем, торговля неплохо развита в Каскелене.

Если же сравнивать стоимость аренды квартиры, то цены в 1.5-2 раза ниже, чем в центре Алматы.


5. Криминогенная обстановка
Самые крупные города нашей страны - Алматы, Астана и Шымкент стали такими населенными не по причине естественного прироста, а за счёт приезжих. Если Шымкент является центром притока населения регионального уровня (уровень области), то две столицы - республиканского. Сюда приезжают люди со всей страны.

Что касается Каскелена, то тут почти все жители коренные, либо живут в Каскелене не один десяток лет. По крайней мере, с кем я общаюсь. Все они трепетно относятся к всему городу. Относятся, как к дому. Вот почему люди в Каскелене сорят намного меньше, чем в Алматы. Тут на улицах намного меньше мусора.
Volkswagen каскеленца

Данный пункт я написал при всем моем большом уважении к приезжими, т.е. тем людям, которые оставили свои дома и даже семьи в поисках более качественной жизни. Я ведь сам так поступил.


6. Пробки и суета
Вы попадаете в алматинские пробки ещё до въезда в город. Многие тротуары, дворы и детские площадки заставлены машинами. Я жил по шумному проспекту Достык, под окном моей спальни была автобусная остановка. Целыми днями я слушал грохот от старого автобуса, который трогается с места на подъем. Не самый приятный звук. Не вижу смысла много и долго писать про алматинские пробки, ведь о них знают все в Казахстане и даже за его пределами.

Скриншот YandexMaps в типичный будний день

Скажу лишь, что после всего этого сельский простор и спокойствие мне гораздо более по душе.

Поездка в Каскеленское ущелье

Если вы уже пошли паковать вещи, чтобы переехать из Алматы в Каскелен, то подождите. ;) Ведь данный пост мог бы быть несправедливым, если не упомянуть в нем отрицательные стороны жизни в Каскелене.

1. Вода
Первое, с чем я столкнулся, переехав в Каскелен - качество воды. Здесь вода очень жёсткая и в ней много всяких примесей. Однако, вода, я думаю, не сколько минус Каскелена, а больше плюс Алматы. Я много раз слышал от людей, которые уехали из Алматы, что такую же мягкую водопроводную воду найти очень трудно в мире, ведь она поступает алматинцам прямиком с горных ледников.

Эта проблема решается путем установки фильтра глубокой очистки обратным осмосом. Либо покупкой бутилированной воды. Первая опция предпочтительнее: ведь чистая и свежая вода сразу из-под крана у вас дома - лучше, чем в бутылках.


2. Развлечения
И снова, минус, который характерно заметен лишь алматинцам. Аллах дал для Алматы много хороших мест для отдыха: шикарные горы, Медео, Шымбулак, Кок Тобе, десяток парков, скверов, список можно продолжать очень долго...

Высокогорный каток "Медео" в тумане

В общем, в Алматы можно найти места для досуга круглый год и для всей семьи. В Каскелене такого нет. Поэтому все жители едут в Апорт. Есть еще так называемая "Санта Барбара", где можно покататься зимой на горках. А ещё заброшенный парк в КИЗе, но он не в счет. Вот, в принципе, и все. :(((

Мкрн. "Алтын-Ауыл" в тумане


3. Пыль
То ли потому что в Каскелене меньше асфальта, то ли это географическая особенность, но здесь очень пыльно. Особенно летом. С этим уже ничего не поделаешь. Уже несколько раз меня накрывало облако из пыли. Единственное, что мне оставалось сделать, это сфотать приближающуюся стену из пыли:
Надвигающаяся стена из пыли. Особенно заметно на левой стороне фото

Хотя если выбирать из двух недостатков:
- чёрная пыль, но мало (с улиц Алматы);
- природная серая пыль и много;
То я однозначно предпочитаю второе.

Заключение
Итак, вы узнали, почему я стал Suburban-ом. А несколько месяцев назад, мои родители тоже переехали из Алматы в Каскелен и возвращаться пока не собираются, настолько им понравилось тут жить!

Думаю, что люди, которые живут в Каскелене задолго до меня, будут читать это. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за ваше гостеприимство. Каскелен - замечательный город. Не считая трех вышеуказанных пунктов, здесь есть всё для комфортной жизни. Другими словами, у Каскелена нет продвинутой городской инфраструктуры, как у Алматы или Астаны. Однако, он, в отличае от двух столиц, не перенаселен и достаточно развит для того количества населения, которое в нем проживает.


Цветущее дерево под моим окном

На этом можно закончить данную статью. А что вы думаете о переезде в пригород? Делитесь своим мнением и опытом в комментариях.

P.S.: все фотки, кроме старого Алматы и смога, были сделаны мною. О велике на фото мне бы хотелось рассказать вам отдельно, дорогие читатели!..

6 комментариев:

  1. Ассаляму Агалейкум, Азат, отличный блог! спасибо за Инфо!

    ОтветитьУдалить
  2. Уа 'аляйкумус-саляму уа рахмату-Ллаh, рахмет!

    ОтветитьУдалить
  3. Славное место с лучшими школами во всем Карасайском районе. У кого есть дети-школьники, ради этого только стоит переехать из Каскелена туда.

    Однако, в Алмалыбаке нет благоустроенных домов, а я снимаю квартиру в аренду. Таким образом, подходящее арендное жильё там найти невероятно сложно.

    ОтветитьУдалить
  4. Есть один большой минус, Каскелен самый коррумпированный район в Казахстане. Законы писаны не для них, и на них нет никакой управы.

    ОтветитьУдалить
  5. Дорогие мои бывшие соотечественники! Посмотрела фильм вашего производства, был упомянут Каскелен, захотелось узнать про этот городок. Что скажу, милые мои... Проблемы у всех у нас одинаковые. Засилье коррупции, каждый человек, как одиночка, приходится искать друзей и единомышленников, чтобы не пропасть... Экология вообще никого из верхних не интересует, впрочем, как и сами обычные люди. Становится жить не лучше, а хуже, несмотря на то, что в каждой семье машины и посудомойки и т. д. Надо возвращаться к добру, к Вере. Неважно как она называется, это просто путь к Творцу вселенной. Задача и смысл едины - слушать свою совесть - глас Всевышнего внутри каждого человека. Любви, мира, терпения к ближнему. И стойкости в борьбе с темными силами! ❤❤❤

    ОтветитьУдалить